За более чем столетнюю историю кинематографа было создано просто невероятное количество анимационных студий. И, несмотря на то что Laika не так известна, как Pixar или Ghibli, поверьте, она не менее уникальна. А всё потому, что в эпоху капитализма её фактически не должно существовать.
Laika была основана в 2005 году Филом Найтом, соучредителем компании Nike. И да, название компании происходит от Лайки, советской собаки-космонавта, побывавшей в космосе в 1957 году.
На самом деле в студии уникально всё: от способа создания анимации до неповторимых историй. Её первым полнометражным мультфильмом стал «Коралина в Стране Кошмаров», который имел огромный успех и был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». В сущности, каждая выпущенная ими работа была номинирована на главную кинопремию США.
В список мультфильмов от Laika также входят «Паранорман», «Семейка монстров», «Кубо. Легенда о самурае» и «Потерянное звено». А в сотрудничестве с Tim Burton Productions студия выпустила «Труп невесты».
Метод кинопроизводства студии достаточно архаичен, в отличие от привычной нам анимации, в которой в основном используется компьютерная графика. Бóльшая часть времени тратится на создание деталей, таких как выражения лиц персонажей и крошечная, сшитая вручную одежда. Медленный и дорогой процесс позволяет снимать фильм каждые несколько лет, что существенно сказывается на доходах. Да и стоп-моушен анимация — довольно специфический стиль, который подходит не всем зрителям.
Несмотря на свои большие успехи, Laika практически не зарабатывает на мультфильмах. В США и Канаде единственным фильмом, который принёс прибыль, был «Коралина». Там он заработал в общей сложности $82,4 млн при бюджете в $60 млн. Для сравнения — «Потерянное звено», у которого был самый большой бюджет из всех ($100 млн), несмотря на очередную номинацию на «Оскар», провалился в прокате. В мире он заработал всего $26,5 млн, став крупнейшим финансовым провалом в истории студии.
Но как компании удаётся оставаться на плаву? Ответ довольно прост. Её президентом является Трэвис Найт (сын Фила Найта), который управляет студией скорее из страсти, чем ради прибыли. Вдобавок он обладает внушительными финансовыми ресурсами, позволяющими ему содержать убыточное предприятие. Более того, Laika неоднократно доказывала, что её продукция высочайшего качества, поэтому проблем с привлечением громких имён и спонсоров для последующих проектов не возникает.